Музыкальная драма-триптих "Бесы"

Copyright © 2009  "Олег Меремкулов"   •   All Rights reserved   •   E-Mail: gusliman@gmail.com
 
    Музыкальная драма-триптих «Бесы» - масштабный композиторский замысел последних лет. Основу либретто музыкальной драмы составили эпизоды из романов «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Сцены из Пролога основаны на подлинных фактах биографии Достоевского и включают строки из его Дневника и писем, а также звучание песни, текст которой записан писателем в ссылке.
    Композиция триптиха организована таким образом, что слушатель сначала становится свидетелем поворотных событий жизни Достоевского - его несостоявшейся казни и помилования. Затем пространство реальной жизни писателя словно размыкается и переходит в художественное пространство его романов, пересекающееся с пространством пушкинских «Бесов», затем - в пространство евангельской притчи. Так же и художественное время: начиная свой отчет с пушкинских «Бесов», оно охватывает конкретный исторический период жизни автора и его литературных героев, выходя затем за рамки XIX столетия и проносясь в Эпилоге мгновениями катастроф, которыми так изобилует XX век, размыкается в бесконечность.





from on Vimeo.

     О. Меремкулов не только избирает ключевые, кульминационные сюжетные моменты романов Достоевского, в которых разрабатываются глубоко драматические или трагические жизненные ситуации, и поэтому каждый из них наполнен терзаниями и кипением страстей человеческого сердца, но еще теснее стягивает «узлы» духовных драм. Так, в первой сцене I части в круг Настасьи Филипповны введен молодой отставной офицер Николя (очевидно, Ставрогин в период его жизни, предшествующий событиям «Бесов»). Здесь же содержится указание на параллельное развертывание другого сюжета, где главными героями предстают Иван Карамазов и Смердяков. В одной из сцен II части, представляющей события романа «Братья Карамазовы», упоминается Раскольников, выведенный композитором на первый план в III части музыкальной драмы.
    «Человеческая жизнь на земле не имеет смысла без веры и любви» - по мнению И. Ильина, это центральная идея «Бесов». О. Меремкулов в своей музыкальной драме отразил не только героев романов Достоевского, переживающих кризис безверия, но и героев, обладающих даром всепрощения и несущих в своем сердце Свет Любви - князя Мышкина, Алеши Карамазова, Сони.
    Многоплановость текстов Достоевского, где пластическая характеристичность персонажей органично соединяется с символичностью их поступков и судеб, а предельная эмоциональная обостренность - с философским вопрошанием, находит свое отражение в музыке О. Меремкулова. Используя средства современного музыкального «языка», композитор, вместе с тем, продолжает традиции русских композиторов XIX-XX столетий в области музыкального претворения словесного текста.
    Функции музыки многообразны. Это и своеобразный исторический «документ», позволяющий ощутить атмосферу времени, и чуткий «прибор» для обнаружения невысказанного - самых потаенных глубин подсознания, и средство оплотнения в звуковой материи неведомого, духовных энергий.
    В условиях сжатого времени музыкально-сценического жанра каждое слово писателя, тщательно и бережно отобранное композитором, концентрируя в себе максимум информации, оказывается предельно «заряженным». Этому, помимо музыкальной интонации, способствует и привлечение драматических актеров наряду с оперными певцами, а также средства пантомимы и экранного искусства.
    Музыкальная драма-триптих О. Меремкулова «Бесы» - интереснейший опыт современного прочтения Ф.М. Достоевского, сочетающий театральную яркость, психологическую глубину и тонкость со страстностью художественной подачи.
                                                                                                                                             Наталья Найко
                                                                                                                             кандидат искусствоведения

Hosted by uCoz